О некоторых вопросах нормотворческой деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

О некоторых вопросах нормотворческой деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан

 

В целях актуализации приказов Генерального Прокурора Республики Казахстан по вопросам нормотворческой деятельности органов прокуратуры в связи с организационно-штатными изменениями, руководствуясь подпунктом 4) статьи 37 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о Департаменте координации нормотворческой деятельности согласно приложению к настоящему приказу.

2. Внести следующие изменения в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 июля 2011 года № 61 «О совершенствовании работы органов прокуратуры в сфере нормотворческой деятельности»:

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Первому заместителю и заместителям Генерального Прокурора, руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Генеральная прокуратура), Комитету по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее - Комитет), Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре (далее - Академия), прокурорам областей и приравненным к ним,  прокурорам городов, районов и приравненным к ним прокурорам обеспечить участие в нормотворческой деятельности, в том числе посредством:

внесения инициативных предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, основанных на результатах надзорной практики;

внесения предложений по поступающим от государственных органов проектам законов, затрагивающим основные направления деятельности органов прокуратуры, их концепциям, проектам нормативных правовых актов, затрагивающим основные направления деятельности органов прокуратуры;

         проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, принятых органами прокуратуры, и (или) разработчиком которых они являлись, либо относящихся к их компетенции;

поддержания актуального состояния правовых актов органов прокуратуры.

2. Комитету, Академии, прокурорам областей и приравненным к ним, прокурорам городов, районов и приравненным к ним на постоянной основе изучать практику применения, исполнения и соблюдения норм законодательства на предмет имеющихся противоречий, недостаточности правового регулирования, принятия новых и отмене устаревших норм.

Предложения о совершенствовании законодательства, основанные на результатах надзорной практики, вносятся в вышестоящую прокуратуру и должны содержать:

указание на наличие проблемы, требующей нормативного регулирования (изменения, дополнения или исключения норм права). В этих целях, на основе изучения статистики и правоприменительной практики приводится детальный анализ причин и условий недостаточно эффективного действия норм права, которые предлагается изменить, дополнить или исключить;

вариант решения проблемы с изложением конкретной редакции правовой нормы.

При необходимости прилагается обзор предложений ученых юристов и передового зарубежного правотворческого опыта.

Внесение предложения о совершенствовании законодательства является инициативной деятельностью и должно оформляться отдельным документом на имя первого руководителя вышестоящей прокуратуры или его заместителя, курирующего вопросы нормотворческой деятельности. В Генеральную прокуратуру предложения вносятся в структурное подразделение, осуществляющее надзорные функции в сфере регулирования правового акта, подлежащего совершенствованию.

Для учета указанной работы Комитетом, Академией, прокурорами областей и приравненными к ним ведется Реестр предложений по совершенствованию законодательства (далее Реестр) по всем направлениям надзорной деятельности по форме, установленной в приложении. В Реестр включаются предложения, находящиеся на рассмотрении и рассмотренные Генеральной прокуратурой.

Комитету, Академии, прокурорам областей и приравненным к ним Реестр представлять в структурное подразделение Генеральной прокуратуры по координации нормотворческой деятельности (далее - структурное подразделение по координации нормотворчества) по итогам первого полугодия к 20 июня, по итогам года к 20 декабря.»;

в пункте 5:

подпункт 5) изложить в следующей редакции:

«5) координацию работы структурных подразделений Генеральной прокуратуры, Комитета, Академии, прокуратур областей и приравненных к ним по участию в нормотворческой деятельности;».

пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Приказ направить структурным подразделениям Генеральной прокуратуры, Академии, Комитету прокурорам областей и приравненным к ним, прокурорам городов, районов и приравненным к ним прокурорам для исполнения и руководства в работе.».

3. Отменить приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от         26 июля 2013 года № 79 «Об утверждении Положения об Управлении координации нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Республики Казахстан».

4. Приказ направить руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры, ведомств, учреждений и организации образования прокуратуры, прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам для исполнения и руководства в работе.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан, курирующего вопросы нормотворческой деятельности.

6. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

 

 

И.о. Генерального Прокурора

Республики Казахстан                                                                     Е. Кененбаев

 

Утверждено

приказом и.о. Генерального Прокурора

Республики Казахстан

от  ___июля 2020 года  № ___

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Департаменте координации нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

 

1.Общие положения

 

1. Департамент координации нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Департамент) является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом Республики Казахстан «О прокуратуре», иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, приказами и указаниями Генерального Прокурора Республики Казахстан, а также настоящим Положением.

3. Структура и штатная численность Департамента определяются Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

 

2. Основные задачи, функции и права Департамента

 

4. Основными задачами Департамента являются:

1) предупреждение принятия актов, противоречащих Конституции и законам Республики Казахстан, на стадии их разработки и согласования;

2) координация участия структурных подразделений Генеральной прокуратуры, Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Комитет), Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (далее - Академия), прокуроров областей и приравненных к ним в нормотворческой деятельности;

3) своевременное внесение обоснованных предложений по проектам нормативных правовых актов, разрабатываемых другими государственными органами;

4) активное участие в нормотворчестве путем внесения инициативных предложений по совершению действующего законодательства Республики Казахстан;

5) организация деятельности Межведомственной рабочей группы по мониторингу и обобщению практики применения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.

5. В соответствии с основными задачами Департамент выполняет следующие функции:

1) осуществляет надзор за соблюдением законодательства о правовых актах;

2) рассматривает на предмет согласования Генеральным Прокурором Республики Казахстан (далее – Генеральный Прокурор) поступающие от государственных органов проекты законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающие основные направления деятельности органов прокуратуры, по которым Департамент определен основным исполнителем;

3) разрабатывает, согласовывает проекты законов и иных нормативных правовых актов, инициируемых Генеральной прокуратурой, порученных Департаменту руководством Генеральной прокуратуры;

4) направляет в нижестоящие прокуратуры проекты законов и иных нормативных правовых актов для изучения и внесения предложений;

5) на основе изучения и правового анализа предложений нижестоящих прокуратур направляет предложения по совершенствованию законодательства на рассмотрение уполномоченным государственным органам;

6) обеспечивает взаимодействие с другими государственными органами, Парламентом Республики Казахстан путем участия на заседаниях рабочих групп, комиссий по обсуждению и подготовке проектов законов и нормативных правовых актов, по которым в силу компетенции, исходя из отрасли надзора, Департамент определен основным исполнителем;

7) проводит координацию работы структурных подразделений Генеральной прокуратуры, Комитета, Академии, главных военной и транспортной прокуратур, прокуратур областей и приравненных к ним по участию в нормотворческой деятельности;

8) изучает на предмет соответствия законодательству о правовых актах проектов правовых актов Генерального Прокурора, подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры, Комитетом, Академией, и проводит координацию работы структурных подразделений Генеральной прокуратуры по вопросам государственной регистрации нормативных правовых актов Генерального Прокурора в Министерстве юстиции;

9) координирует работу по официальному опубликованию нормативных правовых актов Генерального Прокурора;

10) координирует работу по размещению вновь принятых актов Генерального Прокурора по основным направлениям деятельности органов прокуратуры на Портале органов прокуратуры;

11) ведет реестр нормативных правовых актов Генерального Прокурора, в том числе с пометкой «ДСП»;

12) осуществляет координацию работы по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов и организации правового обеспечения в соответствии с требованиями приказа Генерального Прокурора Республики Казахстан от 23 ноября 2016 года № 179 «О работе органов прокуратуры по правовому мониторингу нормативных правовых актов и организации правового обеспечения»;

13) принимает меры обеспечения законности нормативных правовых актов, предусмотренные статьей 49 Закона Республики Казахстан «О правовых актах»;

14) проводит проверки соблюдения законодательства о правовых актах, анализ состояния законности, оценку актов, вступивших в силу;

15) выполняет поручения Генерального Прокурора Республики Казахстан, его первого заместителя и заместителей, руководителя Аппарата Генерального Прокурора, а также иную работу в соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

6. Департамент имеет следующие права:

1) обмениваться информацией с подразделениями органов прокуратуры в рамках компетенции Департамента;

2) взаимодействовать со структурными подразделениями Генеральной прокуратуры и областными прокуратурами и приравненными к ним по вопросам нормотворчества;

3) участвовать в проверках деятельности нижестоящих органов прокуратуры по вопросам участия в нормотворческой деятельности;

4) взаимодействовать с Парламентом Республики Казахстан и его депутатами, государственными органами по вопросам нормотворческой деятельности;

5) осуществлять иные права, установленные законодательством Республики Казахстан и актами Генерального Прокурора.

 

З. Организация деятельности Департамента

 

7. Департамент возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

8. Департамент подчинен и подотчетен Генеральному Прокурору Республики Казахстан, его первому заместителю, заместителям, организационно и функционально самостоятельно от других структурных подразделений и должностных лиц Генеральной прокуратуры.

9. Деятельность Департамента осуществляется в соответствии с планом работы Генеральной прокуратуры, планом работы Департамента, а также согласно функциональным обязанностям сотрудников Департамента по предметно-зональному принципу.

10. Работа Департамента осуществляется во взаимодействии с другими структурными подразделениями, ведомством, организацией образования и учреждениями Генеральной прокуратуры, прокуратурами областей и приравненными к ним прокуратурами на основе разграничения должностных обязанностей сотрудников и установления личной ответственности каждого из них за состояние дел на порученном участке, а также в координации                      с государственными органами.

11. Работа Департамента строится на основе персональной ответственности его сотрудников, за выполнение поставленных перед ним задач, подотчетности и взаимозаменяемости.

12. Функциональные обязанности сотрудников Департамента  осуществляются в соответствии с распределением обязанностей, утвержденном курирующим заместителем Генерального Прокурора.

13. В Департаменте проводятся оперативные совещания с участием всех сотрудников по обсуждению текущих и перспективных вопросов деятельности.

14. Делопроизводство в Департаменте осуществляется экспертом Управления материально-технического обеспечения при Генеральной прокуратуре в соответствии с Правилами документирования и управления документацией в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан.

15. Начальник Департамента:

1) осуществляет оперативное руководство Департаментом, организует и координирует его работу, обеспечивает взаимодействие со структурными подразделениями, ведомством, организацией образования и учреждениями Генеральной прокуратуры и прокуратурами областей и приравненными к ним, вносит предложения по вопросам повышения эффективности деятельности Департамента;

2) распределяет поступившие материалы и поручения среди сотрудников Департамента, дает им поручения в соответствии с их функциональными обязанностями, проводит оперативные совещания по вопросам работы Департамента и осуществляет контроль за выполнением сотрудниками Департамента возложенных на них функциональных (должностных) обязанностей;

3) обеспечивает исполнительскую и трудовую дисциплину, надлежащие условия труда, в пределах своей компетенции подписывает рапорты, заявления, служебные записки и другие документы;

4) вносит представления о назначении на должности, присвоении классных чинов, а также предложения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников Департамента и нижестоящих прокуратур;

5) по поручению руководства Генеральной прокуратуры участвует в работе совещаний, рабочих групп и комиссий Администрации Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и государственных органов Республики Казахстан по вопросам нормотворческой деятельности;

6) принимает меры к координации работы структурных подразделений Генеральной прокуратуры в сфере нормотворческой деятельности;

7) выполняет иные поручения руководства Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

16. Начальник Департамента имеет заместителя, назначаемого и освобождаемого от должности Генеральным Прокурором.

В отсутствие начальника его служебные обязанности исполняет заместитель начальника Департамента.

Заместитель начальника Департамента:

1) организует планирование работы Департамента, обеспечивает внесение предложений в планы работ Генеральной прокуратуры, контролирует своевременность и качество выполнения плановых мероприятий;

2) составляет отчеты, аналитические справки, информации и докладные записки о результатах работы Департамента в сфере нормотворческой деятельности;

3) контролирует соблюдение сотрудниками Департамента Кодекса чести сотрудников органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан и нормативных актов по делопроизводству и рассмотрению обращений граждан;

4) участвует в работе рабочих групп и комиссий государственных органов, Парламента Республики по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов;

5) выполняет и другие поручения начальника Департамента, руководства Генеральной прокуратуры, вытекающие из задач Департамента.

17. Документы, направляемые от имени Департамента в другие структурные подразделения по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, подписываются начальником Департамента, в случае его отсутствия - лицом его замещающим.

18. Старший помощник и помощник Генерального Прокурора, старший прокурор Департамента:

1) вносит предложения к планам работы Департамента, Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, выполняет плановые мероприятия;

2) подготавливает справки, информации, аналитические обзоры, а также материалы по текущим заданиям, поручениям и плановым мероприятиям;

3) в установленном порядке рассматривает и разрешает поступившие документы и обращения;

4) участвует в работе рабочих групп и комиссий государственных органов, Парламента Республики по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов;

5) проводит анализ предложений нижестоящих прокуратур по курируемой зоне или предметному направлению;

6) подготавливает предложения другим государственным органам, Правительству Республики Казахстан по совершенствованию законодательства;

7) изучает на предмет  соответствия законодательству о правовых актах проектов правовых актов Генерального Прокурора, подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры;

8) взаимодействует с прокуратурами областей и приравненными к ним прокуратурами по вопросам надзора в сфере нормотворческой деятельности;

9) выполняет и другие поручения начальника Департамента, руководства Генеральной прокуратуры, вытекающие из задач Департамента.